Авторские права принадлежат hloeness. За копирование материалов блога без согласия автора вас замучает совесть!

понедельник, 20 июня 2016 г.

Пожар

О студенческих волнениях 1899 года* от лица студента Петербургского университета

Из полицейского участка,
Отец, пишу в сей поздний час.
Вчера арестовали нас.
Пожалуй, слышали. Огласка
Широкая была дана
Делам заносчивых студентов.
Теперь без лишних сантиментов
Нас очерняет вся страна.

О беспорядках пишут много,
Об оскорблениях – никто.
Как будто ректор** наш святой,
Министр*** будто послан Богом.
Не верьте прессе! Там всё врут!
О политической окраске,
О подстрекательстве – всё сказки!
Да я за Родину умру!

Вы знаете меня довольно
И можете поверить, я
Не стал бы выступать зазря.
Я не палач-народоволец!
Всю жизнь – за веру, за царя.
Я в активистах сроду не был.
В газетах – клевета и небыль.
Не стал бы выступать зазря...

Вообразите же, как страшно:
Весь окровавленный студент
Плюёт зубами, бьёт в ответ
И, на дороге распластавшись,
В бессильном ужасе ревёт
Надрывно, жалобно. Жандармы
Нас беспричинно и бесславно
Стегали, как домашний скот!

Нагайкой кожаной побитый,
Валился каждый на панель
И снег холодный грязный ел,
А офицеры неприкрыто
Смеялись, глядя сверху вниз
На изумлённых побеждённых.
Со всех сторон – удары, стоны
И едких плёток звонкий свист…

Так что, скажите мне на милость,
Нам надо было всё стерпеть,
Замолкнуть трепетно и впредь
Сносить обиды?! Мне открылось
Бесчинство власти на местах,
И долг мой нравственный – к свободе
Стремиться, восставая против.
Предвижу забастовки крах,

Но ни на миг не отрекаюсь:
Россия всколыхнулась! Мне
Не боязно сидеть в тюрьме,
Когда спешит молва людская
К великокняжеским ушам.
Наступит день, и Вы поймёте:
Протест опальный не бесплоден.
Так зачинается пожар!

Назавтра суд. Наверно, вышлют
Из Петербурга, как и всех.
Мне, впрочем, жаловаться грех:
Соскучился по Вас и Мише.
И маменьке. Зима, зима.
Всё к лучшему: теперь приеду –
Не нужно ждать каникул, лета.

Целуйте от меня maman.
И не волнуйтесь об аресте:
Ваш сын достойно поступил,
Отдав студенческий мундир
На дело совести и чести.

_______________
* - Первая всероссийская студенческая забастовка, начавшаяся в Петербургском университете в феврале 1899 года после столкновения следовавших на Невский проспект студентов с конной полицией.
** - Ректор Петербургского университета В.И. Сергеевич, подписавший перед празднованием 80-летия Университета “таксу за безобразия”, в которой устанавливались наказания учащимся за учинение беспорядков (была составлена в оскорбительной для студентов форме).
*** - Министр народного просвещения Н.П. Боголепов, инициировавший массовые аресты и высылки студентов из столицы (высылались даже те студенты, которые не имели никакого отношения к беспорядкам).

20.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.